21.11.2017
0...-2 °C
Димитровград
Вопрос-ответ: все о национальных проектах
  • Почему выбраны «точечные» меры, ведь проблемы социальной сферы гораздо шире?
    Действительно, в Послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» в тех же сферах.
    Так что поставленный вопрос вполне обоснован. Его можно сформулировать немного иначе: как соотносятся эти две инициативы, которые разделяют полтора года?
    Вспомним, в чем заключаются сформулированные в 2004 году задачи социальной модернизации.
    Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие – показателей здоровья нации.
    Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
    В жилищной сфере старые методы и подходы – которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства – теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
    Итак, сформулированные в 2004 году задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе.
    При определении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Вместе с тем, это задачи, которые реально могут быть решены за два года при существующей эффективности государственного механизма, при имеющемся «запасе прочности» по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе.
    Приоритетные проекты – их можно назвать «ближними целями» - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового, рынка жилья.

    Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству?
    Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.
    Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

    Почему именно сейчас предложены такие масштабные меры в социальной сфере?
    Акцент на повышении доступности и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья – не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004 и 2005 годах.
    Заявленные Президентом социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики. Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса.
    К 2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.
    Во-первых, у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.
    Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.
    В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются – растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.
    В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

    Когда люди смогут почувствовать реальный эффект от реализации заявленных проектов?
    Задачи поставлены на ближайшие два года, при этом эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так, например, уже к 2008 году планируется:
    в здравоохранении:
    • в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
    • полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;
    в образовании:
    • подключить больше половины школ страны к сети Интернет;
    • выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;
    в жилищной сфере:
    • обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;
    • обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;
    на селе:
    • направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах – а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.

    Сколько необходимо средств, чтобы почувствовался реальный результат от заявленных социальных инициатив?
    Согласно предварительным оценкам, только прямые расходы федерального бюджета составляют не менее 120 млрд. рублей в 2006 году и более 170 млрд рублей в 2007 году.

    Почему бы не ставить более «понятные» для народа задачи, например, ощутимо поднять зарплату всем бюджетникам?
    Действительно, почему? Ведь доходы государства сегодня достаточно велики, имеется существенный профицит федерального бюджета. Казалось бы, почему не раздать «лишнее»?
    Проблемы социальной сферы копились более 10 лет. Наивно предполагать, что сложившиеся системные диспропорции можно безболезненно решить за 1–2 года. Важно осуществлять преобразования последовательно, помня, что социальные реформы тогда проводятся наилучшим образом, когда простые люди их не замечают.
    Обещать всем больше денег и сразу – значит, давать безответственные обещания, создавать большие риски, такие как рост инфляции, которая «похоронит» все благие начинания.
    Дмитрий Медведев: число людей, которые захотят работать в клиниках и школах, будет расти.
    Зарплата людей, работающих в социальной сфере, должна расти, а для этого необходимо внедрять новые механизмы финансирования – нормативно-подушевую систему оплаты труда учителей и одноканальную систему финансирования здравоохранения.

    Часто случается, что хорошие идеи погибают в многочисленных чиновничьих согласованиях. Что планируется сделать для обеспечения согласованной работы всех уровней и ветвей власти?
    Президент объявил заявленные социальные инициативы приоритетами государственной политики. Значит, на этих направлениях будут сконцентрированы усилия всех ветвей и уровней власти.
    Будут использоваться современные методы управления, ориентированные на достижение результата. Основа для этого уже заложена – задачи стоят предельно конкретно, установлены сроки их решения, выделены необходимые ресурсы, определены ответственные.
    Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты.
    Будет обеспечена эффективная «обратная связь» с обществом: налажен мониторинг реального изменения ситуации, организованы «горячие линии», работа парламентского и общественного контроля


Возврат к списку