30.01.2023
-6...-8 °C
Димитровград
Оценка эффективности налоговых расходов

Отчет об оценке эффективности

налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области за 2020 год

 

Оценка эффективности налоговых расходов за 2020 год проведена в соответствии с постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 25.06.2020 №1124 «Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области и оценки налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области».

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.

Для проведения оценки эффективности налоговых расходов использовались данные, предоставленные Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области: о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами.

В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов: социальные, технические и стимулирующие.

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности и их результативности.

В 2020 году на территории города Димитровграда предоставлялись следующие льготы:

1. Освобождены от уплаты земельного налога:

- организации и физические лица, обладающие на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками общего пользования, в том числе земельными участками, предназначенными для размещения лесопарков, парков, скверов, аллей, зеленых насаждений, памятников, бюстов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм, кладбищ, автомобильных дорог общего пользования местного значения, в отношении таких земельных участков (данная льгота отнесена к техническим);

- органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, учредителем которых является муниципальное образование "Город Димитровград" Ульяновской области (данная льгота отнесена к техническим);

- многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; матерей-одиночек, имеющих несовершеннолетних детей; детей-сирот и несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, обладающие на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками, предназначенными для личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (данная льгота отнесена к социальным);

- граждан из малообеспеченных семей, признанных таковыми в установленном законом порядке, обладающих на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве собственности земельными участками, предназначенными для личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (данная льгота отнесена к социальным);

- инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области", - в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов, с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, на срок действия статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, лиц, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда", вдов ветеранов Великой Отечественной войны (данная льгота отнесена к социальным);

- организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обладающие на праве собственности земельными участками, входящими в состав территории индустриальных (промышленных) парков, которые соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" - в отношении таких земельных участков, на срок по 31 декабря 2026 года при условии отсутствия у них на начало налогового (отчетного) периода недоимки по налогам, сборам и задолженности по уплате пеней и штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и (или) налогового агента (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- организации, которым в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.08.2013 N 367-П "О некоторых вопросах деятельности организации, уполномоченной в сфере формирования и развитии инфраструктуры промышленных зон" присвоен статус организации, уполномоченной в сфере формирования и развития инфраструктуры промышленных зон, - в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности данным организациям, на срок по 31 декабря 2020 года (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами, обладающие на праве собственности земельными участками, входящими в состав территории опережающего социально-экономического развития, при осуществлении видов экономической деятельности, для которых на территории опережающего развития действует особый правовой режим, - в отношении таких земельных участков, на срок по 19 июля 2027 года при условии отсутствия у них на начало налогового (отчетного) периода недоимки по налогам, сборам и задолженности по уплате пеней и штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и (или) налогового агента (данная льгота отнесена к стимулирующим);

- ветеранов боевых действий, инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, в отношении земельных участков, предоставленных в собственность бесплатно органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (данная льгота отнесена к социальным).

2. Освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц:

собственники жилых домов, квартир, комнат, являющихся членами семей, имеющих на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет (данная льгота отнесена к социальным).

3. Установлена понижающая налоговая ставка в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, не используемого в предпринимательской деятельности, приобретенного (предоставленного) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельного участка общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1. Оценка эффективности социальных налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области

1.1. Льгота по налогу на имущество физических лиц:

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2019 год

2020 год

Темп роста (2020 года к 2019 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения, тыс.руб.

145

330

рост в 2,28 раза

2

Численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.

353

1322

рост в 3,75 раза

3

Общее количество налогоплательщиков, чел.

83 423

83 740

100,4%

Востребованность (соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков), %

0,42

1,58

рост в 3,77 раза

Объем налоговых расходов за 2020 год, согласно данным, предоставленным МИФНС №7 по Ульяновской области, составил 330 тыс. рублей, что на 188 тыс. рублей больше, чем за 2019 год.

В отчетном году по сравнению с 2019 году востребованность льгот возросла, данный факт свидетельствует о востребованности указанного налогового расхода.

В результате действия налогового расхода одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, применившим налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц, получен дополнительный доход в среднем:

- за 2020 год – 249,6 рубля,  за 2019 год – 410,7 рублей.

1.2. Льгота по земельному налогу с физических лиц:

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2019 год

2020 год

Темп роста (2020 года к 2019 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения, тыс.руб.

59

55

93,2

3

Численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.

263

273

103,8

4

Общее количество налогоплательщиков, чел.

29 562

30 312

102,5

Востребованность (соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков), %

0.9

0.9

100,0

 

Общая сумма предоставленных льгот за 2020 год составила 273 тыс. рублей, что на 10 тыс. рублей больше, чем за 2019 год.

В результате применения налоговой льготы одному физическому лицу, относящемуся к категории социально незащищенного населения, получен дополнительный доход в среднем:

- за 2020 год – 201,5 рубля, за 2019 год – 224,3 рубля.

Действие социального налогового расхода способствует достижению установленных целей социально-экономической политики муниципального образования посредством повышения доходов населения, что свидетельствует о его положительной результативности, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.

Вывод: налоговый расход носит социальный характер, направлен на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечает общественным интересам, а также способствует повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.

2. Оценка эффективности технических налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области

К техническим расходам относятся освобождение от налога муниципальных организаций, учреждений и казенных предприятий, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на  них функций.

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2019 год

2020 год

Темп роста (2020 года к 2019 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения муниципальных организаций, учреждений и казенных предприятий, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на  них функций, тыс.руб.

3547.4

4763,8

134,3

2

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы

66

63

95,5

3

Общее количество налогоплательщиков

327

294

89,9

              

Объем налоговых расходов за 2020 год, согласно данным, предоставленным МИФНС №7 по Ульяновской области, составил 4763,8 тыс. рублей, что на 1216,4 тыс. рублей больше, чем за 2019 год.

Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета города Димитровграда востребованные, не несут в себе отрицательный эффект на бюджет города Димитровграда, а также на экономическое развитие муниципального образования.

Вывод: налоговый расход носит технический характер, способствует устранению встречных финансовых потоков средств местного бюджета. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.

3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых расходов города Димитровграда Ульяновской области

 

№ п/п

Фискальные характеристики налоговых расходов

2019 год

2020 год

Темп роста (2020 года к 2019 году) %

1

Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения инвесторов, осуществляющим капитальные вложения в расположенные на территории города в основные средства, в отношении всех земельных участков находящихся в собственности, в не зависимости от категории разрешенного использования, тыс.руб.

9457.6

14664,2

155,1

2

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготы

1

1

-

5

Общее количество налогоплательщиков

327

294

89,9

              Основной целью введения стимулирующих налоговых расходов является повышение конкурентоспособности экономики города Димитровграда посредством роста показателей деятельности промышленного производства и инвестиционной привлекательности.  В 2020 году данной льготой воспользовался один налогоплательщик – ООО «ДААЗ». ООО ДААЗ, является градообразующим предприятием города, среднесписочная численность работников – 3350, общая сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты всех уровней в 2020 году – 664,3 млн.рублей. Сумма дохода в 2020 году составляла 5,5 мрдр.рублей, что на 1 мрдр.рублей меньше 2019 года, убыток 2020 года составляет – 258,1 млн.рублей, рост к 2019 году составляет – 92,2 раза. В связи с ежегодным повышением уровня убыточности градообразующего предприятия, увеличение расходов предприятия поставит под угрозу выполнение обязательств перед работниками. На основании вышеизложенного отмена преференции для данного предприятия не целесообразно и не эффективно.

Вывод: налоговый расход носит стимулирующий характер, направлен на сохранение и повышение конкурентоспособности экономики города Димитровграда посредством роста показателей деятельности промышленного производства и инвестиционной привлекательности. Налоговый расход является эффективным и не требующим отмены.